МагазинБиблиотека НТД и НПААвторизация

Как учитывать время работы водителей по новым правилам

glavbukh.ru: Как учитывать время работы водителей по новым правилам
Если учреждение применяет суммированный учет рабочего времени для водителей, проверьте нормы, которые им установили. Как составить график сменности и проследить, чтобы сотрудники не находились за рулем больше положенного, расскажем в статье.

Какие требования теперь соблюдать учреждению и водителю
Водителю нельзя управлять автомобилем более 56 часов в неделю. Это ограничение Минтранс ввел в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей приказом от 03.05.2018 № 170. Неделей считайте период с 00.00 понедельника до 24.00 воскресенья. Если сотрудник работает две недели подряд, он не должен провести за рулем более 90 часов. Водителям учреждений здравоохранения и коммунальных служб по-прежнему можно установить продолжительность рабочей смены 12 часов, но управлять автомобилем из них разрешено не более девяти. Водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха не позже четырех часов после начала поездки. Минимальная продолжительность перерыва — 15 минут. Если затем он продолжит поездку, то должен отдыхать по 15 минут через каждые два часа. Раньше эта норма действовала только при междугородных перевозках, а теперь стала универсальной. Если водитель сам решит не делать перерывы, учреждение не накажут. По новым правилам ответственность лежит на работнике.
Положение № 15 больше не распространяется на водителей, которые обслуживают пожарные и аварийно-спасательные автомобили. Для них учреждение само устанавливает правила. При этом необходимо соблюдать нормы Трудового кодекса и положения коллективного договора, а также учитывать мнение профсоюза.

Что входит в рабочее время водителей
Рабочее время водителя — это не только часы, когда он управляет автомобилем (ст. 91 ТК). К нему, в частности, относятся периоды, когда водитель:
- делает специальные перерывы для отдыха в пути и на конечных пунктах;
- работает перед выездом на линию и после возвращения;
- проходит медосмотр перед выездом на линию и после возвращения;
- охраняет грузы и автомобиль во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при междугородных перевозках, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором;
- присутствует на рабочем месте, пока автомобилем управляет напарник.
Включайте в рабочее время водителя простои не по его вине. Если автомобиль пришлось чинить без разборки механизмов, это время тоже рабочее. Учитывайте время, которое ушло на регулировочные работы в полевых условиях, когда водитель не мог получить техническую помощь. А также время на стоянках в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, использования специальных автомобилей.
Определить, соблюдает ли водитель режим рабочего времени и отдыха, можно по путевым листам. В них водитель отражает дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда и заезда автомобиля на место его постоянной стоянки.
Водитель ставит в путевых листах отметки о рабочем времени, времени управления автомобилем. Данные вносит по показаниям тахографа. Если этих сведений нет, то при проверке работодателя могут привлечь к административной ответственности.

Где фиксировать данные о работе водителей
Режим работы сотрудников учреждение устанавливает в правилах трудового распорядка. Для водителей создают отдельный внутренний документ и прописывают особенности режима в трудовом договоре. Если в связи с новыми лимитами вам придется скорректировать продолжительность смены и время управления автомобилем, внесите эти изменения в трудовой договор. Также не забудьте указать новую обязанность водителя — вовремя делать перерывы при управлении автомобилем.
Информацию о рабочем времени водителей отражайте в табеле, графиках работы или сменности. Графики сменности водителей должны быть готовы не позднее чем за месяц до начала очередного учетного периода. Составляйте графики на весь учетный период.
Новый порядок учета рабочего времени не повлиял на расчет зарплаты водителей при суммированном учете. Бухгалтер по зарплате, как и прежде, должен оплатить количество рабочих часов, которое табельщик отразил по конкретному водителю.
Михаил Галдин и Сергей Силкин работают в ГУ «Здравоохранение» водителями. При норме восемь часов их смена составляет 12 часов, что для медицинских учреждений допустимо. Первый и последний рабочий день месяца смена длится восемь часов. Учетный период — один месяц.
Учреждение работает по субботам и воскресеньям, поэтому работники совершают рейсы и в эти дни. Водитель проводит за рулем не более девяти часов за рабочую смену. Норма часов в июле — 176. Для Галдина и Силкина максимальное количество смен в неделю — шесть. Максимальное количество рабочих часов в неделю — 72 (12 ч × 6 дн.). Управлять автомобилем можно не дольше 54 часов в неделю (9 ч × 6 смен). Если водитель выбрал этот лимит, то на следующей неделе он может находиться за рулем не более 36 часов (90 — 54).

График сменности водителей
Сведения об общем рабочем времени в табеле не должны противоречить информации в путевых листах.
Если данные не сходятся, вы не сможете определить, сколько фактически работал водитель, и правильно посчитать ему зарплату.

Кого и как накажут за нарушения в режиме водителей
За нарушение режима труда и отдыха водитель может получить штраф от 1000 до 3000 руб. (ст. 11.23 КоАП). Но сотрудника нельзя привлечь к ответственности, если он работает один и без устройства, которое фиксирует смену периодов работы и отдыха. Учреждение вправе наложить на водителя дисциплинарное взыскание, только если подтвердит факт нарушения режима труда и отдыха данными тахографа.
Если виноват работодатель, инспектор вынесет предупреждение или выпишет штраф должностному лицу на сумму от 1000 до 5000 руб. Штраф для учреждения — от 30 000 до 50 000 руб. (п. 1 ст. 5.27 КоАП).
#трудовыеотношения, #водители

15 февраля 2019